Среда
27.11.2024
09:36
Категории раздела
Рассказы [78]
Архив записей

Форма входа

Мини-чат
200
Друзья сайта
  • Светлана Швед
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Николай Епифанов

    Мои рассказы

    Главная » Мои рассказы » Рассказы

    КАК Я БЫЛ ЧИЛИЙЦЕМ
    Как я был чилийцем


    Военный переворот произошел в Чили 11 сентября 1973 года. Хунта под руководством генерала Пиночета свергла правительство президента С. Альенде. Многие сочувствующие коммунистическому режиму были арестованы и согнаны на стадион в Сантьяго. Президент погиб, а лидера чилийской компартии Л. Корвалана приютил Советский Союз.

    Я учился на втором курсе Куйбышевского педагогического института, на факультете иностранных языков. В начале 1974 года началась подготовка к «Студенческой весне».

    Каждый факультет представлял на «Весну» свою программу. В деканат вызвали пятерых длинноволосых студентов и объявили, что они будут играть роль арестованных чилийцев.

    На следующий день, в назначенный час, мы – «чилийцы» пришли в актовый зал. Руководителем и постановщиком 20-минутной инсценировки был назначен молодой преподаватель французского языка Вячеслав (или Владислав) Петрович Филатов. Он ввел нас в курс дела, т. е. рассказал, как это все должно было выглядеть.

    В глубине сцены легким полукругом стояло несколько станков для хора, они символизировали стадион. Нас должны были с двух сторон сцены из-за занавесов выгонять на «стадион» охранники – сатрапы чилийской военщины. Практически всю инсценировку нам следовало стоять спиной к залу, руки в замке на затылках. Стоять на разных уровнях, кто-то повыше, кто-то пониже. «Охранники» в это время прохаживаются взад - вперед вдоль импровизированной трибуны. По бокам сцены Вячеслав Петрович поставил прилично одетых (черный низ, белый верх) студента и студентку. Они должны были по очереди клеймить хунту и обращаться к прогрессивному человечеству за поддержкой. Кульминация инсценировки предполагалась в конце, когда мы разворачиваемся к залу, спускаемся с трибун, отталкиваем «солдат-охранников», подходим к рампе и, подняв вверх правую руку (пальцы, разумеется, сжаты в кулак), 3 раза произносим примерно следующее: «Эль пуэбло унидо, кама сэра венсидо!» Что в русском переводе означает: «Пока народ един, он непобедим!»

    Вся эта агитка очень напоминала выступления «синеблузников» 20-х годов. Минимум действия, максимум слов. Но мы были довольны тем, что на репетиции нас будут снимать с занятий, да еще было разрешено вынуть волосы из-за воротников рубашек во время репетиций и, конечно, главного представления. Настоящих чилийцев показывали по телевидению, а они хоть и прогрессивные, но подавляющее большинство длинноволосые. Даже революционный певец и композитор Виктор Хара. Вот из-за этого стремления к правдоподобности нас, длинноволосых, и обязали быть актерами.

    Первую репетицию Вячеслав Петрович посвятил разучиванию нашего текста. Разучивали хором. Оказалось, что это не такое уж и простое предложение. Ну не доволен был наш руководитель. Мы внимательно смотрели ему в рот, а он энергично артикулировал. Долго, по его мнению, не получалось у нас это «пуэбло». «Может быть «пэбло», - спрашиваем. «Нет, не «пэбло». «Тогда – «пуэбло». «Нет, - говорит, - и не «пуэбло», а что-то среднее». Хм, «среднее».
    Потом дошло. «А-а, - говорю ему, - это похоже на английский звук «w», т. е. собираешься дунуть на свечу, а в последний момент губы резко расходятся в стороны. Так и здесь, собираешься произнести звук «у», но практически его и не произносишь. Может быть это – «среднее».

    «Ну, может быть, может быть», - согласился Вячеслав Петрович. Он-то знал точно, как это произносится. «Наконец-то выучили фразу. А как же ведущие? У них текст неизмеримо больше вашего».
    «У них текст на русском, а у нас на иностранном языке», - пытались мы оправдаться. «А ну-ка не ерничать», - приказал Вячеслав Петрович.

    Репетиции продолжались. Работа теперь велась с ведущими. Режиссеру не нравилось то одно, то другое, то он просто «не верил» им. Ну и работал бы с ними отдельно! Так нет, нас выгоняли и выгоняли на «стадион» и мы отстаивали свое время на «трибунах», а потом уже с появившейся злобностью отталкивали «охранников» и буквально кричали свой текст. Лучше бы сидели на занятиях. Кто бы мог подумать, что будет такое количество «прогонов»!

    Но вот подошло наконец-то время генеральной репетиции. Волновался режиссер, мы – нет. У нас выработался автоматизм. Нам было все равно придет ли на последний прогон проректор по учебной работе Арнольд Сергеевич Щукин или не придет.

    Он пришел. Сел в первом ряду с кем-то там еще. Была дана команда начинать. У одного из «охранников» от обилия репетиций, скорее всего, «поехала крыша». Выталкивая нас из-за кулис, он зашипел: «А ну марш на стадион, кому сказал». Для убедительности еще подталкивая деревянной винтовкой. «Чилийцу» Володе Русинову это совсем не понравилось, и он прошипел в ответ: «Слышь ты, фашист вонючий. Щас как врежу между глаз. Будешь ты мне в спину тыкать своей деревянной дрочилкой». Сказал и с достоинством вышел, заняв свое место на «трибуне стадиона».

    Действо началось. Где-то в середине инсценировки, когда руки начали затекать, Володя, видимо желая немного поиздеваться над прогуливающимся сзади «охранником», застонал: «Ой, господин сержант, отпустите домой, все расскажу, господин сержант, ну, пожалуйста, отпустите домой».

    Силу стона он явно не рассчитал. В первом ряду его тоже услышали. Может быть не дословно, но услышали. Наше выступление было остановлено. Щукин явно сердился. Стал говорить об аполитичном с нашей стороны отношении к такому важному мероприятию. Затем демонстративно и шумно покинул зал. Вячеслав Петрович был бледен. Мы чувствовали себя неловко перед ним.

    «Что скажете?» – кратко спросил он. Мы признали, что как-то нехорошо это вышло, но ведь не все люди сделаны из кремня и стали, и может быть, у одного из чилийцев сдали нервы. Это даже естественно выглядит. «Эх, вы, - вздохнул Вячеслав Петрович, - демагоги». Мы постарались успокоить его, заверив, что все будет хорошо, что не подведем.

    И не подвели. В красных лучах света, неистово прокричав свой текст, мы будто парили над залом вместе с песней Виктора Хары.
    Нам устроили овацию. Вячеслав Петрович улыбался. Мы чувствовали себя героями. Это был успех.

    Категория: Рассказы | Добавил: nicolai (12.12.2008) | Автор: Николай Епифанов
    Просмотров: 704 | Рейтинг: 5.0/3 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]